Изменения в Законе о таможенном регулировании в Российской Федерации: анализ основных новшеств в 2019

В 2018 году российское таможенное законодательство претерпело существенные изменения. Появился новый федеральный закон, регулирующий таможенные отношения. При этом прежний закон утратил силу частично, в отношении отдельных статей. О том, какие новеллы содержит принятый закон и зачем в системе таможенного права потребовались столь кардинальные перемены, читайте в нашей статье.

Нормативное регулирование и суть

Принятию нового таможенного закона предшествовало не менее значительное событие – создание несколькими странами (Россия в их числе) Евразийского экономического союза. Эта организация пришла на смену Таможенному Союзу. А вместе с ней пришло и право Союза: договор о его создании, общий для всех стран-участниц Таможенный кодекс, множество решений Комиссии Союза, детализирующих положения кодекса. Эти правовые акты получили приоритет по отношению к внутреннему законодательству стран-участниц.

Прежний российский закон о таможенном регулировании нуждался в серьезной переработке, чтобы обеспечить единообразие с законодательством Союза. Проще было принять новый закон, полностью ему соответствующий, что и было сделано.

В результате таможенные отношения в России регулируются следующими документами:

  • нормативными актами Союза (Договор о его создании, Таможенный кодекс, решения Комиссии);
  • российскими правовыми актами (два федеральных закона – новый и прежний, действующий в части, не имеющей расхождений с правом Союза, а также ведомственные документы Правительства, ФТС, Минфина и других государственных органов). После проведенных реформ они полностью гармонизированы с правом Союза.

Изменения в Законе о таможенном регулировании в Российской Федерации

Ключевые новшества коснулись следующих вопросов.

Сфера таможенного контроля

Эта функция таможни существовала и ранее, но вот вопросы ее практической реализации были прописаны менее четко.

Так, детальную регламентацию получил порядок проведения камеральной таможенной проверки.

Что изменилось:

  • закон установил предельный допустимый срок такой проверки – не больше 90 дней. Его можно единожды продлить максимум на 120 дней. Ранее эти сроки вообще нигде не оговаривались, что создавало существенные трудности для проверяемых. Ведь таможенники не были ограничены в продолжительности проверки.
  • у сотрудников таможни появилась обязанность направить уведомление о такой проверке в день ее начала. Допускается отправка и почтой, и электронным письмом. Промежуток времени с отправки уведомления и до его получения в срок проверки не засчитывается. Это еще одна гарантия соблюдения прав проверяемых лиц.
  • новый закон вообще расширил права проверяемых (видимо, сыграли роль предложения бизнесменов). Так, они теперь могут на законном основании требовать материалы проверки (и камеральной, и выездной) для ознакомления, но уже после получения акта проверки. Понадобится только разрешение начальника таможенного органа.
  • если проверяемый с результатами проверки не согласен, он вправе передать в таможню свои письменные возражения на акт проверки. Это еще одно новшество. Только придется уложиться с подготовкой возражений в 15 дней после получения акта. По сути это досудебный порядок урегулирования разногласий. И он детально прописан: проверяющий изучает эти возражения и готовит на них свое заключение, которое должен утвердить его начальник. До подготовки такого заключения окончательное решение по самой проверке вынести нельзя. Преимущества очевидны: если проверяемый согласен и пишет об этом, решение примут скорее, а если нет – в решении учтут его доводы.
  • в процессе проверки возможно назначение экспертизы (и это не ново), но теперь и для нее есть предельный срок – 4 месяца.
  • копию решения по проверке сотрудники таможни теперь должны отправлять не только проверяемому, но и его таможенному представителю. Вместо простой копии можно направить электронный документ.

Еще важное изменение в сфере таможенного контроля: уполномоченных экономических операторов и таможенных представителей органы таможни теперь вправе контролировать не только в период их деятельности, но и в течение двух лет после ее завершения (исключения из реестра). Это значит, что уйти от ответственности за нарушения так просто не удастся.

Полномочия органов

Ранее сотрудники таможни могли подавать в суд иски о взыскании пошлин и обращении взыскания на товар, а также некоторых других. С принятием нового закона таможенники получили право инициировать судебные процессы:

  • о признании договоров и иных сделок недействительными (фактически об их отмене и восстановлении первоначального положения);
  • о ликвидации любых организаций по установленным законом основаниям.

Возврат платежей

Он был предусмотрен и прежним законом, чьи нормы в этой части не отменены. Суть в том, что лишние деньги или авансы, которые не потребовались, должны возвращаться плательщику. Нововведения здесь следующие:

  • установлен срок на решение по заявлению о возврате авансов и непосредственно их возврат – 10 рабочих дней (считается с даты получения таможней заявления);
  • для «лишних» денег (уплаченных добровольно, по ошибке или взысканных таможней принудительно) определен 3-хдневный срок возврата. А сверху таможенный орган должен заплатить проценты (1/360 от ключевой ставки Центробанка России).
  • есть и менее радужный момент, излишки вернут только зачетом по авансовым платежам. На руки (на расчетный счет) деньги получить не удастся. Это в целях экономии бюджетных средств.

Институт предварительных решений

Он существовал и ранее и существенно упрощал процедуру таможенного оформления. Есть сомнения, как классифицировать груз по Товарной номенклатуре? Обращайтесь в таможню и вам выдадут предварительное решение на этот счет.

Изменения в этой части такие:

  • добавлен еще один вид предварительного решения – о методе расчета таможенной стоимости грузов. Дело в том, что таких методов несколько, и декларанту легко ошибиться в том, какой из них выбрать. На помощь придет новый закон – можно обратиться в таможню и упростить себе задачу в выборе метода вычисления, а значит, избежать доначисления пошлин и налогов. На выдачу такого решения таможенникам отведено 30 дней.
  • и снова сроки, на этот раз для выдачи предварительных решений по классификации груза и по его происхождению – 60 дней (по старому закону было 90 дней).
  • наконец, по прежним правилам выданное решение о классификации действовало три года. С принятием нового закона этот срок увеличился до пяти лет.

Деятельность магазинов дьюти-фри

Отличие от прежнего законодательства следующее: ранее в аэропортах и морских портах такие магазины работали лишь для выезжающих граждан. Теперь их двери будут распахнуты и для всех лиц, въезжающих на территорию России самолетом или морским путем.

Точный перечень аэропортов и морвокзалов с такими магазинами будет утверждаться Правительством страны.

Полезная информация

Вступление в силу нового таможенного закона вкупе с правом ЕАЭС породило интересную правовую ситуацию. Сейчас одновременно действуют новый закон и некоторые статьи из старого, новый Таможенный кодекс ЕАЭС и одновременно решения Комиссии ныне прекратившего свое существование Таможенного союза. Как тут не ошибиться?

  • Стоит обязательно проверять актуальность «старых» правовых документов (можно в специальных правовых системах или на официальном сайте ФТС), прежде чем ссылаться на них или принимать решения на их основе.
  • А еще помнить, что приоритет у кодекса Союза, а все остальные правовые акты не должны идти вразрез с его предписаниями. Рассмотренному в статье новому федеральному закону о таможенном регулировании также следует отдавать предпочтение перед прежним законом и принятыми ранее российскими правовыми документами.

Конечно, новый таможенный закон содержит и другие изменения в сравнении с предыдущим. Но они не столь существенны, как перечисленные в статье. Не следует забывать и о том, что лучший анализ любого нового закона сделает время и практическая его реализация: выявятся неточности, неудачные решения или неисполнимые правила. Поэтому за изменениями законодательства стоит следить регулярно.

4 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Об этом — в видео ниже:


Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.