Что делать, если наличных нет, а ресторан или кафе банковскую карту для оплаты не принимает в 2019

Люди ходят в рестораны, чтобы не только отпраздновать юбилей или другое знаменательное событие, но и для того, чтобы освободить себя от домашних хлопот по приготовлению пищи. И не всегда есть возможность расплатиться за услуги заведения наличными средствами, у многих деньги хранятся на банковской карте – кошелек с собой носить не нужно, да это намного удобнее.

Но как быть, если после окончания приятного вечера вы не имеете возможность расплатиться по карте? Официант требует от вас наличные, и другие виды оплаты не принимает? Что говорит по этому поводу законодательство?

Нормативное регулирование

Исходя из требований ст. 10 ЗоЗПП от 07. 02. 1992 г за номером 2300-1, исполнитель услуги должен заблаговременно оповестить потребителя о правилах оплаты услуг в конкретном заведении общепита для выбора либо другой точки обслуживания, либо соглашение на условия оплаты только наличными средствами.

  • Если распорядитель в зале не оговорил заранее выдвигаемые условия для получения услуг ресторана, то посетитель сам имеет право на получение подобной информации до момента заказа ужина или банкета.
  • Если этот момент упущен, и посетителю никто не сообщил информацию о способе оплаты, то на основании ст.12 Закона о защите потребителя у него есть право на отказ полученной услуги.
  • Всю процедуру переговоров с официантом или распорядителем в зале лучше записать на мобильное или другое устройство, либо запросить письменное подтверждение отказа от уплаты по банковской карте.
  • Все свои замечания можно изложить в книге жалоб и предложений, а также подать письменную претензию на имя руководителя точки обслуживания.
  • Кроме этого, посетитель ресторана может дополнительно потребовать компенсации морального вреда, нанесенным рестораном на основании ст. 15 ЗоЗПП.

Обязаны ли места общепита принимать карты к оплате в 2019

Для расчетов по банковским картам (дебетовым или кредитным — не имеет значения), заведение должно предварительно заключить договор экварийнга – обслуживание сторонней организацией по переводу средств клиента на счет заведения общепита. В крупных городах и областных поселениях городского типа общественные точки питания обязаны заключать подобные договоры, что позволит клиентам рассчитываться с помощью своих пластиковых карт.

Но глупо требовать подобные правоотношения между мелкой торговой точкой где-нибудь на окраине города, в которой наплыв посетителей не так велик, как например, в центре или часто посещаемых местах.

Договорные отношения между точкой реализации услуг питания и эквайером (компания-посредник) заключаются на возмездной основе, то есть за отчисление определенного процента (долей процентов) по проведению финансовых операций, и не каждый маленький ресторанчик (кафе, столовая или точка общепита) сможет физически исполнить свои обязательства перед посредником и клиентом.

Но применение услуг по расчету банковскими картами дает заведению массу преимуществ:

  • Повышается конкурентоспособность благодаря использованию безналичных платежей.
  • Увеличивается оборот предприятия за счет новой клиентуры (держателями пластиковых средств расчета).
  • Уменьшается риск грабежа наличных средств злоумышленниками.
  • Не нужно заключать договор инкассации, что также сказывается на увеличении прибыльности точки общепита.
  • Облегчается учетная система по предоставлению услуг населению.

Что делать, если кафе или ресторан карты не принимает

Развитие событий может проходить по таким сценариям:

  • Если в ресторане не принимают к оплате карты, а вас просят в ближайшем банкомате снять наличные средства, то только вы должны решить, делать это или нет. Если банкомат не принадлежит вашей кредитной организации, то с карты спишутся проценты за проведение финансовой операции. Сохраните чек и предъявите его официанту, попросите его сделать перерасчет с учетом снятых процентов. Обосновать свою позицию можно пунктом 1 ст. 12 ЗоЗПП.
  • Можно поступить по-другому: скажите распорядителю в зале, что вы увидели объявление о приеме карт к оплате, и сделали выбор в пользу этого заведения. Но если на данный момент нет возможности безналичного перевода с карты, то вы готовы предоставить свои личные данные и сделать перевод своих средств на расчетный счет ресторана. Правда, для этого вам потребуются банковские реквизиты предприятия.
  • В иных случаях сотрудники предлагают оставить залог, а через некоторое время вы должны принести им наличные средства. Но! Ни в коем случае не оставляйте свой паспорт, дорогостоящие предметы вашего гардероба или мобильное устройство. Можно, например, заложить в виде гарантии сумочку, откуда убраны все вещи.

Ответственность сторон

Многие предполагают, что если в ресторане не принимают пластик, а достаточных наличных средств для оплаты ужина нет, то можно уйти не расплатившись. Это неправильный подход.

В обязанности клиента входит обязательная оплата сделанного заказа (после того, как все съедено и выпито) по основаниям ст. 470 п.1 ГК РФ. Если этого не сделать, то могут завести административное дело за правонарушение, по которому предусмотрено не только его оплата, но и двойное покрытие нанесенного убытка.

Но и у сотрудников ресторана есть свои обязанности – установить терминал оплаты для возможности безналичных платежей. Если он сломан, то этот факт не освобождает клиента от его обязанности по уплате за полученную услугу.

Защита прав в 2019

Если вы точно уверены, что отсутствие терминала безналичных платежей нарушает ваше право на выбор способы оплаты, то можно подать письменную жалобу в Роспотребсоюз на нарушение ваших прав потребителя.

Но скорее всего, этим проблема не будет решена – сотрудники созвонятся с заведением и дадут рекомендацию по организации оплаты по пластиковым картам. Но! В их обязанности входит обязательное заблаговременное оповещение о невозможности безналичной оплаты. Но вот если касса для приема денег вообще отсутствует, то это грозит полным закрытием ресторана.

К тому же, если ранее карты принимались, в день вашего посещения платежный терминал вышел из строя, например, плохой сигнал Wi-Fi и нет возможности связаться с банком, это не будет рассматриваться как серьезное нарушение ваших законных прав посетителя.

О случае судебного решения спора с не оплатившим счет клиентом расскажет видео ниже:


Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.