Нормативное регулирование, цели и этапы плановых и внеплановых проверок ФАС в 2019

В процессе плановых и неплановых проверок сотрудники антимонопольной службы проверяют, соблюдается ли антимонопольное и рекламное законодательство. Целью является выявление:

В проверке могут участвовать сотрудники центрального или территориального органа, разрешается привлечение экспертов и представителей правоохранительных органов.

Проверки ФАС бывают плановые и внеплановые. Первые проводятся по заранее утвержденному графику раз в 3 года. Поводом для внеочередной инспекции может послужить информация, полученная от граждан, юридических лиц, СМИ, правоохранительных органов.

Нормативное регулирование в 2019

  • Права сотрудников ФАС определены в ст. 24 Закона № 135-ФЗ.
  • Проверки готовятся и проводятся согласно Поручениям № ИА/9980 ДСП и № ИА/4074 ДСП.
  • При оформлении результатов обязательно соблюдаются установки Приказа ФАС № 103.
  • Регламент проведения проверок установлен Приказом ФАС № 340.
  • Права юридических лиц и ИП определены Законом № 294-ФЗ.

Права и обязанности сторон при проверке ФАС (Административный регламент ФАС по проведению проверок)

Плановые проверки ФАС

Согласно ч.1ст. 25.1 Закона № 135-ФЗ ФАС может проверять:

  • ИП и физических лиц;
  • некоммерческие и коммерческие организации;
  • внебюджетные фонды;
  • местные самоуправления и организации, исполняющие их функции;
  • органы власти субъектов федерации;
  • федеральные исполнительные органы.

В последние годы пристальное внимание обращается на торговлю и предоставление услуг. Высока вероятность плановой проверки для предприятий, которые недавно зарегистрированы. Антимонополисты могут явиться и в том случае, если после последней инспекции прошло более 3-х лет.

Документы

Основание для плановой проверки – приказ руководителя с указанием:

  • наименования субъекта;
  • оснований для проведения инспекции;
  • перечня документов, которые необходимо рассмотреть;
  • состава группы.

Скачать админрегламент можно здесь.

Как проходит проверка ФАС (Административный регламент ФАС по проведению проверок)

Этапы

За трое суток до визита сотрудников ФАС хозяйственному субъекту посылается заказным письмом или передается лично уведомление. Далее составляется запрос на документы, которые будут проверяться, сотрудникам выдаются удостоверения, подтверждающие их полномочия.

На входе руководителю субъекта предъявляется:

  • приказ (под роспись);
  • удостоверения;
  • запрос на документацию.

На первом этапе проверяющим необходимо предоставить документация в бумажной форме и электронные данные. Предприятие проверяется только в том случае, если в документах обнаружены нарушения. Осматривается территория и помещения, назначаются экспертизы.

  • Длительность проверки не может превышать 30 дней.
  • При необходимости провести экспертизу достоверности рекламы, перевести документы, получить дополнительную информацию срок продлевается на 60 дней.

По результатам составляется акт (2 экземпляра), к нему прилагаются объяснительные, показания сотрудников организации, акты, в которых зафиксированы действия проверяющих. При наличии нарушений выдается предписание об их устранении. Если закон нарушен повторно или нарушение достаточно серьезное, возбуждается административное дело.

Последствия нарушений

Самые частые нарушения:

Выявление признаков недобросовестной конкуренцииштраф 100-500 тыс. р. юрлицу12-20 тыс.р. руководителю предприятия и ИП);
Не соответствующая законодательству рекламаштраф 100-500 тыс. р. юрлицу4-20 тыс. р. руководителю предприятия и ИП
Невыполнение предыдущего предписанияштраф 100-500 тыс. р. юрлицу20 тыс. р. или дисквалификация руководителю предприятия и ИП
Наличие в торговле товара с плагиатомштраф 1-15% от выручки (не менее 100 тыс. р.) юрлицу20 тыс. р. или дисквалификация на 3 года руководителю предприятия и ИП

Порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции и результатах ее исполнения

Внеплановые проверки

Частота внеплановых инспекций законодательно не ограничена, так как они проводятся при появлении информации о возможном нарушении или с целью проверить исполнение ранее выданного предписания. Субъект предупреждается за сутки или не предупреждается (если нарушена ч. 1 ст. 11 или ст. 16 Закона 135-ФЗ).

В приказе обязательно указание:

  • предмета (соблюдение антимонопольных нормативов);
  • задач и целей;
  • вида (внеплановая);
  • формы (дистанционная, выездная);
  • сроков (даты начала и окончания);
  • правовых оснований;
  • перечня мероприятий;
  • перечня проверяемых документов;
  • состава группы (с указанием ФИО и должностей).

Этапы и последствия при выявлении нарушений такие же, как у плановых мероприятий.

Защита своих прав

Чтобы защитить себя и свой бизнес, необходимо:

  • проверить, совпадают ли данные в приказе с данными из удостоверений проверяющих (это помогает задать проверке деловой тон);
  • постараться зафиксировать процесс на аудио- или видеосъемке (это поможет доказать нарушения, если они будут);
  • заранее проинструктировать работников, чтобы они отвечали только на вопросы, относящиеся к их функциям;
  • документы передавать только при наличии акта приемки-передачи (составляется в 2-х экземплярах);
  • перед подписанием акта тщательно изучить его и зафиксировать все недостоверные моменты и несоответствия требованиям законодательства.

Если в штате предприятия нет юриста, желательно на период проверки пригласить стороннего консультанта. Он поможет создать рабочую атмосферу и умерит пыл проверяющих.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

Все проблемы желательно решать в процессе, так как предусмотренная законом возможность обжаловать действия сотрудников ФАС в течение 15-и дней неэффективна. Не существует нормативного акта, определяющего действия руководителя отдела, если нарушения подтверждаются.

Это репортажное видео является отличной демонстрацией работы Федеральной антимонопольной службы:


Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.